четверг, 2 января 2014 г.

Портрет Качинского — гармония и террор


Друзья, сегодня я вас познакомлю с одним снимком, который я очень люблю — с портретом Теодора Качинского, бомбиста из США.

Качинский с 1978 по 1995 год отправил почтой 16 бомб, его целями были университеты и авиалинии. Причиной этих действий послужила его позиция относительно современного урбанистического общества и того, к чему оно идет. Подробнее об этой позиции можно прочитать в его манифесте.

Однако говорить мы будем совсем о другом — о красоте и гармонии его портрета.

Нечасто в репортажной фотографии появляются снимки, в которых гармонично сливаются воедино и выразительное освещение, и выигрышный ракурс, и яркий образ главного героя, и содержательный фон... Портрет Качинского именно такой.

В этом снимке (как, впрочем, и в любом) важно отделить «что» от «как». Номинально, в качестве «что» этот портрет представляет нам фотографию террориста со всеми вытекающими из этого факта обусловленными реакциями наблюдателя — порицание, отвращение, презрение и т. д. И они вполне нормальны и даже очевидны для любого законопослушного гражданина. Однако вместе с тем этот набор обусловленных реакций, словно железный занавес, закрывает от нашего восприятия саму фотографию как она есть. Мы уже не видим портрета человека, а видим лишь то, что, как нам кажется, должны видеть и чувствовать, потому что считаем себя «нормальными» людьми. Желание быть для самого себя «нормальным» затмевает наше восприятие, и мы уже не видим ничего, что может хоть как-то пошатнуть это представление о собственной «нормальности». Ведь действительно, не противоестественно ли получать эстетическое удовольствие от фотографии безумного террориста? Но вот как раз этой вакханалией мы с вами и займемся. Итак...

Свет

Обратите внимание на световую схему портрета. Думаю, если бы художник писал портрет Качинского или его бы снимал студийный фотохудожник, то они бы выбрали ту же самую световую схему — жесткий моделирующий свет (для создания драматизма образа) и мягкая подсветка теневых областей (для подчеркивания того, что сам герой себя «злом» не осознает, а всего лишь живет в своем мире, в котором его действия есть благо для людей; то есть создавать светом «демона» здесь было бы не уместно).

Композиция

Главный герой представляет собой яркое оранжевое пятно, зажатое в частоколе темно-серых фигур. Внутри — мир и гармония, снаружи — давление, суета и озабоченность. Ну, не удивительно ли? Композиция показывает маленький и гармоничный мирок террориста, зажатый тисками угрюмой и беспокойной «нормальности». Эффект усиливается видеокамерой слева и рукой конвоира, цепко сковывающей эту «оранжевую гармонию».

Иконография

Приготовьтесь: сейчас я буду нести «адскую ересь и бред». Обратите внимание на образ Качинского — ничего не напоминает? Он тут очень похож на какого-то мечтателя из детской сказки, который живет в своем отдельном мире, в котором возможно то, что немыслимо в обычном. Вздернутые брови и задумчиво-спокойный взгляд, легкая улыбка... Да хотя бы на Питера Пена:
Также обратите внимание на лицо «нормального» гражданина, выглядывающего из-за плеча охранника. Очечки, аккуратно зачесанная лысинка, и, полагаю, рубашка с галстучком... А теперь посмотрите, где больше покоя — в мире «монстра» или в мире «правильного» гражданина?
На всякий случай оговорюсь: я не в коем разе не перехожу в социальную плоскость и не призываю вас задуматься о том, что «может, он не такой уж и монстр, может он в чем-то прав...» — нет! Предмет моих рассуждений лежит исключительно в пределах изобразительной плоскости — чистые образы и чистое искусство, ничего больше! Уф... Это я для людей «при исполнении», которые с трудом отделяют «что» от «как», и с условным рефлексом типа «статья про террориста в положительном ключе = статья экстремистского толка». Начальник, я ничего такого не имел ввиду! Я тоже лысый и зрение не очень...

Заключение
Так вот, друзья, что я хотел сказать. При восприятии произведения искусства отделяйте сам предмет вашего внимания от автоматических мыслей по этому поводу. Смотрите на формы, цвета, фактуры, образы — пробуйте настоящее «блюдо», а не «консервы», которые вам услужливо подсовывает ваш разум.

Удачи! Наслаждайтесь искусством!


Комментариев нет:

Отправить комментарий