суббота, 9 ноября 2013 г.

Снимки Йозефа Судека

Сегодня я бы хотел рассказать вам о творчестве Йозефа Судека (Josef Sudek), чешского фотографа середины прошлого века.

Сначала я думал написать о нем большую статью, так как он все-таки мой любимый фотограф. Однако потом я понял, что чем больше про него напишу, тем больше упущу самой сути — того, ради чего я вообще этот блог веду. Уверен, что все исторические подробности об этом мастере вы без труда найдете в сети.

О чем же я тогда буду писать? Об ощущениях. О пустоте. И… о детстве. Такой окольный, на первый взгляд, путь видится мне самым коротким для раскрытия творчества Судека в том ключе, в котором понимаю его я.

Итак, начнем с самого начала — с воспоминаний детства.

Помните, как в детстве вам хотелось гулять? Вы сидели дома, смотрели в окно на улицу и она вас манила какой-то тайной, которую надо исследовать прямо сейчас? Причем исследовать не в смысле изучить и сделать какие-то выводы, а просто ощутить эту тайну сразу — всей кожей! Окунуться в воздух, температуру, запахи, звуки… Не «понять», а «побыть» в тайне. Помните это чувство? Будто за давно привычными объектами: деревья, снег, дома… было что-то большее, что-то живое и родное, что и тянуло выбежать на улицу и слиться с ней.

Через внимание к тихому и призрачному пространству, Судек позволяет нам увидеть что-то большее, чем то, что собственно сфотографировано. Обращайте внимание больше на само пространство, нежели на объекты в нем расположенные. Смотрите, как плавно перетекают тона, давая ощутить воздух и свет, а через них — душевное состояние.

Опять же в детстве вас интересовало все пространство сразу, весь ваш двор или улица — вы бежали гулять, чтобы ощущать, как пространство двора обнимает вас и разрешает себя ощутить. Конкретные объекты были не так важны, было важно просто «гулять» в этом наполненном пространстве. Ощутите эту наполненность пустого пространства на снимках мастера. Следуйте за светом, почувствуйте воздух «на вкус», его плотность, свежесть — какими ощущениями он наполнен?

Ценность работ Судека не в изящности каких-то форм и композиций, не в подловленом моменте и даже не в эстетике черно-белой фотопечати, а в том, что Судек позволяет нам настроиться на ощущение чего-то большего чем любые отдельно взятые формы. Он обращает наше внимание на пустоту, мистическую и вместе с тем полную покоя и умиротворения. В этом вся суть и великая ценность его работ.

Собственно добавить мне больше нечего — постарайтесь настроиться и почувствовать. Получить удовольствие от созерцания воздуха, света — атмосферы снимков Судека. Не ищите диковин и идеальности композиции. Не оценивайте его снимки — просто «побудьте» в них. Почувствуйте, к чему внутри вас отсылает воздух его фотографий.

Все внутри вас, а Судек, только ключ к двери.

Комментариев нет:

Отправить комментарий