воскресенье, 12 января 2014 г.

«Проектность» в искусстве

Наверняка вы слышали о каких-нибудь арт-проектах. Серия фотографий, вскрывающая насущную социальную проблему, цикл живописных работ, посвященных истории и природе какой-то местности, группа инсталляций, отражающих грань современного общества и так далее. Подобные проекты воспринимаются как социально-культурные явления, а иногда даже как духовно значимые события. И для нас само собой разумеется, что культурное событие должно быть чему-то посвящено и как-то отражать актуальные социальные явления. Словно оно подобно интересной телепередаче, только на другом языке — на языке искусства.

В этой статье я попытаюсь раскрыть механизм влияния заявленной темы арт-проекта (и вообще, саму ее необходимость) на искусство как таковое — на акт творчества и восприятия его плодов зрителем.

Разум так устроен, что для того, чтобы погрузиться в восприятие, ему нужно для начала определить, что же он сейчас будет воспринимать в целом, то есть вместить пока неведомое в «контейнер» чего-то уже известного. Это похоже на то, как мы сначала определям, что за человек пред нами (и вообще человек ли), а лишь потом начинаем каким-то образом с ним контактировать или же избегать контакта.

Необходимость такого заочного начального контакта связана со страхом разума перед внешней средой и ощущением собственной отделенности от нее. Разум должен четко осознавать, где именно что-то начинается и заканчивается; размытость границ, а тем более всеобъемлемость пугает его и вызывает отторжение в виде эмоциональной блокады восприятия. Разум не видит своей непосредственной связи с окружающей вселенной и поэтому всегда живет с подспудным вопросом: «Это для меня опасно или нет?». Через фильтр этого вопроса неосознанно проходит абсолютно вся входящая информация, любые попавшие в поле восприятия объекты и явления — люди, события… даже погода; произведения искусства, конечно же, не исключение.

Западная цивилизация — плод разумного, аналитического начала человечества. Отсюда сильная потребность этой цивилизации в «упаковке» воспринимаемой информации в четкие контейнеры. В контексте искусства этими контейнерами служат так называемые «проекты», в рамках которых оно по большей части представляется и воспринимается.

Что дает разуму «проектность», или заведомо определенная тема, которую призвана раскрыть подборка произведений искусства? Безопасность. Разум сразу определяет, безопасно ли для него содержимое «контейнера», и, если он сочтет его безопасным, (т. е. не угрожающим собственной картине мира и своему месту в ней) то снимет эмоциональную блокаду и допустит его в свой внутренний мир. Таким образом, состоится контакт зрителя с произведением искусства. Установление этого контакта дает все шансы на успешность его автору и вообще хоть какую-то востребованность его работ. Так или иначе художники, кураторы, галерейщики, издатели и т. д. чувствуют этот негласный закон успеха в индустрии искусства — четкий, ясный, правильный «контейнер».

Для дальнейшего понимания хочу здесь привести мое определение искусства. Искусство есть способ через компиляцию определенных форм вывести внимание зрителя за пределы всяких форм — создать своеобразный портал для контакта сознания человека с высшим всеобъемлющим Сознанием, то есть с Богом.

Здесь я вижу главный конфликт. Искусство, призванное нацелить человека на бесформенное и всеобъемлющее, вынужденно заключается в жесткий панцирь темы проекта, в рамках которого оно представлено. Ценность настоящего искусства в освобождении от границ, но к восприятию оно допускается только упакованным по рукам и ногам темой проекта — жесткой ментальной формой.

Отсюда следует только один вывод — если произведение искусства создано исключительно для раскрытия заявленной темы проекта (т. е. обусловлено чем бы то нибыло), то это не искусство вовсе, а пустышка, суррогат для эстетствующей публики, способ для зрителя повесить себе «медальку» ценителя, понимающего искусство.

Что же в этом случае делать мудрым художникам, галлерейщикам, кураторам…? Им следует научиться с легким сердцем обманывать зрителей. Маскировать истинную цель своего проекта. Обманывать, как мать под видом конфетки дает ребенку лекарство. Проекты? Пусть будут проекты, раз «ребенок» без них «кушать» не станет. Но важно осознавать, что проект это лишь фон, декорация, смазка для контакта произведения со зрителем. Одним словом — игра. Никакая из заявленных тем арт-проекта не должна быть главной целью составляющих его произведений. Какой бы объективно и социально значимой эта тема ни была — она лишь «служанка» у своей «госпожи», пожелавшей пока оставаться инкогнито. Не следует превращать искусство в соцплакат или историю в картинках — все это лишь «сладкая оболочка» для «лекарства».

Убежден, что художникам и кураторам следует концентрироваться прежде всего на том, с чем человек выйдет после выставки. Что останется прежде всего в его душе, а не в разуме. И вообще, к выздоровлению ли ведет их «лекарство». Уверен, с выставки человек должен выходить не с мыслями о чем то, а с ощущением чего-то. Так вот, это «что-то» очистит зрителя или, наоборот, после выставки ему может потребоваться очищение? К высшему ли Сознанию прикоснется их зритель?

Считаю, что произведение искусства, подобно камертону, должно давать человеку эталонную «ноту» чего-то божественного. Важно дать зрителю напиться чистой воды, пусть и из «расписного кувшина» темы вашего проекта, раз менее диковинный сосуд его уже не привлекает.

Итак, подводя итог, хочу сказать — играйте в проекты и «важные темы», пусть эта «служанка» удовлетворит беспокойный разум публики и тогда он пропустит «госпожу» (божественную вибрацию) к самому сердцу вашего зрителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий