воскресенье, 6 октября 2013 г.

Не называйте это

Сегодня я бы хотел поговорить о главном барьере в восприятии произведения искусства — о желании ума разделять и именовать все, что он видит.

Наш разум стремится все назвать: «стул», «яблоко», «кувшин», «дуб», «прохожий»… Мы мыслим названиями и характеристиками — это «файловая система» ума — «кубики», с которыми он «играется». Но как только мы переводим реальность в этот формат, мы перестаем ее чувствовать непосредственно. У нас лишь возникают определенные реакции на итоговые умозаключения, которые делает ум: на то, что он собрал для нас из этих «кубиков».

Смотря на произведение искусства (фотографию, живопись, графику…) не называйте изображенные на нем объекты! Не расклеиваете поверх него мысленные «стикеры» с названиями: «кувшин», «драпировка», «женщина», «колье», «мех», «окно», «прическа» и т. д. В этом случае вы заклеите почти все то, что называется искусством! Вы будете созерцать уже не его, а свои «надписи на стикерах» и размышлять уже по поводу них, думая при этом, что вы сейчас воспринимаете произведение искусства.

То, ЧТО изображено — это ЛИШЬ СПОСОБ, форма, иллюстрация связанности всего со всем в реальном мире — маленькая модель вселенной. Это не кувшин, драпировка, женщина…, это живой мир в пределах изобразительной плоскости. Ценен именно этот живой мир, а не то, в какой форме он сейчас перед нами предстал. Навык ощущать тотальную связанность и есть навык «понимать» произведения искусства.

Разум же ищет разделенности, он должен знать, где объект начинается, где заканчивается, чем отличается от других объектов и как называется. Разум — это тотальный разделитель. Чтобы понять жизнь цветка, ему нужно сначала его убить, разделить на части и охарактеризовать все по отдельности. Тогда он будет думать, что знает цветок, но вот только самого цветка уже не будет. Так и с произведением искусства — чем больше мы именуем изображенные на нем объекты, тем больше убиваем его в своем восприятии.

Не называйте! Ощутите то, что стоит за всем многообразием изображенных форм, то, что связывает все воедино и делает его живым — некая энергия, базовая «бесформенная форма» проявляющаяся лишь одной или несколькими своим гранями в каждом изображенном объекте. Напрямую увидеть эту энергию нельзя — любая конкретная форма была бы для нее ограничением. Только в совокупности ее проявлений во всех частях этой «маленькой вселенной» можно ее ощутить, увидеть эту базовую, дающую всему жизнь «бесформенную форму». Другими словами — увидеть «Бога» этого произведения искусства.

Просто смотрите без оценок и суждений и вы обязательно увидите.


Комментариев нет:

Отправить комментарий